← ИТ в Приморском крае

Региональный контекст и реформы в образовании

Владивосток построен в местности с сильно пересеченным ландшафтом, и хотя это во многом определяет его своеобразие и красоту пейзажей, однако, город довольно неудобен для пешехода. Это обстоятельство определяет особую значимость городского транспорта.

Значительная часть жителей во Владивостоке передвигается на собственных машинах. Разумеется, все эти машины (кроме маршруток и автобусов) – праворульные. До принятия в декабре 2008 г. постановления о повышении в два раза ввозных пошлин на иномарки с начала 2009 года, через Владивосток и Находку в РФ и СНГ ввозились тысячи японских подержанных машин. Вплоть до 2009 г. импорт японских автомобилей был основной отраслью экономики города. В значительной степени это относится и ко всему Приморскому краю в целом.

Развиваясь и обрастая инфраструктурой, автомобильная отрасль также способствовала развитию предприятий сервиса и сферы услуг. Многие ИТ-компании Владивостока начинали свою деятельность с разработки сайтов для фирм, торгующих японскими машинами и запчастями. Расширение географии продаж японских подержанных автомобилей не только за пределы Сибири, но и в соседние Казахстан и республики Средней Азии, стимулировало развитие платформ электронной коммерции.

Во второй половине 2000-х годов разработки в области электронной коммерции были остро актуальны не только для автомобильного рынка. Однако запрос на решение таких специфических задач, как взаимодействия с программным обеспечением японских поставщиков или организация полуавтоматического синхронного перевода, способствовал быстрому прогрессу IT-компаний Владивостока. Из множества развивавшихся в тех условиях компаний два веб-ресурса до сих пор остаются лидерами в России и по своих технологическим характеристикам не уступают зарубежным аналогам - это drom.ru и dns-shop.ru

Таким образом, одним из серьёзных отличий развития ИТ отрасли Приморья является то обстоятельство, что основным стимулом к развитию программирования в регионе, в период до 2008 г., оказался внутренний спрос. Прогрессивные технические задачи решались по заказу местных компаний, работающих на внутреннем рынке России и СНГ.

Кроме того, развитие электронной коммерции стало общим вектором развития приморского бизнеса, вслед за которым последовало открытие ИТ подразделений в торговых и сервисных компаниях региона.

Несмотря на то, что тема образования изначально не была в фокусе нашего исследования, она неизбежно (и без каких-либо усилий с нашей стороны) вышла на первый план во многих интервью.

Одной из важнейших проблем развития ИТ-отрасли в регионе является недостаток молодых квалифицированных кадров. Показательным симптомом кадрового кризиса является, в частности, проект формирования Ассоциации отрасли информационных технологий азиатско-тихоокеанского региона, созданной ИТ-компаниями. В качестве своей миссии Ассоциация декларирует развитие технологий в крае, а затем и на Дальнем Востоке и установление прочных связей ИТ-компаний с университетами, прежде всего ДВФУ. Интеграция образования и ИТ-сферы позволит, по мнению членов Ассоциации, формировать заказ на подготовку специалистов для своей отрасли. Помимо этого, ИТ-компании выступают спонсорами олимпиад и хакатонов -традиционно значимых мероприятий в ИТ-образовании.

ДВФУ и образовательные реформы 

Реформы образования продолжаются в регионе уже долгое время. Наиболее болезненным этапом этих реорганизаций оказалось объединение в 2010 году четырех вузов в Дальневосточный Федеральный Университет. Были объединены Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ),  Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт.

Программа создания  ДВФУ предполагала строительство нового университетского кампуса на острове Русском, задуманного как масштабный образовательный комплекс и как автономный объект инфраструктуры. Остров Русский расположен в заливе Петра Великого, в Японском море, в нескольких километрах от Владивостока. В советское время там располагалась военная база. Долгое время между островом и городом существовало только паромное сообщение, так что остров был фактически отрезан от сети городских коммуникаций. Таким образом, размещение кампуса на острове предусматривало , в частности, строительство нового моста, т.е. фактически - расширение городской инфраструктуры. Предполагалось также, что удаленность кампуса от города позволит свободную застройку территории, спланированную как целостный ансамбль учебных и жилых зданий.

Финансирование этого дорогостоящего проекта было запланировано в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года и строго ориентировано на соблюдение сроков подготовки проведения этого события. В таких условиях основные научные и образовательные цели организации кампуса оказались подчинены представительским целям создания престижной площадки международного форума.

Переезд университета из города на о.Русский был форсирован волевым административным решением и состоялся до фактической подготовки здания к приему учебного процесса в в начале 2013-2014 учебного года.

Отметим, что и само объединение университетов и структурные преобразования проводились без обсуждения с местным научным сообществом и в сжатые сроки, путем механического административного слияния. Ни на одну из академических позиций не был объявлен открытый конкурс.

В самом начале реализации проекта и объединения вузов, в октябре 2008г., на должность ректора был назначен замиститель министра образования - Владимир Миклушевский.  Позже, в феврале 2012 г. он получил назначение на место временно исполняющего обязанности губернатора Приморского края, а через месяц, по предложению президента РФ наделен (голосованием депутатов края) полномочиями губернатора края. В сентябре 2014 г. победил на досрочных выборах и сохранил свой пост.

Назначение Миклушевского ректором ДВФУ было воспринято болезненно, а коренные преобразования,  проведённые новым ректором, подвергаются критике.

Вместо существовавшей прежде трёхуровневой структуры «институт — факультет — кафедра» в ДВФУ создана двухуровневая система «школа — кафедра». Согласно логике реформы, управление образовательной и научной деятельностью в основном должно быть перенесено на уровень Школ. По мнению бывших и нынешних преподавателей и сотрудников университета, с которыми удалось пообщаться, наспех проведенная реструктуризация нарушила сложившиеся образовательные механизмы. Укрупнение привело, прежде всего, к росту бюрократической нагрузки на преподавателей, размыванию ответственности между многочисленными сотрудниками, согласовывающими любые организационные и учебные детали. Количество административных сотрудников в результате реормы возросло почти двое: при замене местных руководителей московскими ставленниками, чтобы не обижать отставных заслуженных и уважаемых людей, их делали заместителями, почетными председателями и т.п.

В части подготовки молодых кадров ИТ-индустрии, объединение нескольких кафедр 4 различных учебных заведений привело к тому, что выпускники – бакалавры и специалисты, получающие дипломы программистов, прошедшие обучение на одной из кафедр Школы Естественных наук (ШЕН) ДВФУ обладают очень разными компетенциями. Это происходит в первую очередь вследствие укрупнения учебных подразделений, которое проводилось в сжатые сроки и не привело пока к формированию реальных «Школ», единых идейно и методически.

На данный момент программистов готовят пять отдельных кафедр ШЕН ДВФУ. Численность преподавателей кафедр весьма значительна: от 25 до 48 человек, что также не способствует выработке единой педагогической концепции. Учебные программы этих подразделений во многом наследуют традиции и особенности разных институций, в рамках которых формировались вошедшие в них преподавательские коллективы. Однако наиболее успешные наработки в подготовке ИТ-специалистов, реализуемые ранее в ДВГУ, на данный момент не имеют приоритета не только на уровне ШЕН ДВФУ.

Согласно Программе развития ДВФУ на 2010 - 2019 годы определены шесть приоритетных направлений - «Ресурсы мирового океана», «Энергоресурсы и энергосберегающие технологии», «Индустрия наносистем и наноматериалов», «Траспортно-логистический комплекс», «Взаимодействие России со странами АТР», «Биомедицина».  Развитие программ обучения ИТ-специалистов не входит в этот перечень. Такое положение вещей не соответствует не только существующей в регионе высокой востребованности программистов, но и главное, высокому педагогическому потенциалу сотрудников ДВФУ.

Студенческие соревнования

Участие в олимпиадах и других конкурсах, например, хакатонах, является наиболее значимым для студентов разных кафедр. Конкурсы позволяют студентам оценить и сопоставить свой уровень навыков и знаний в области программирования. 

Важным событием для Владивостока является студенческий Чемпионат по программированию ACM /ICPC, неизменно привлекающий внимание представителей ИТ-компаний Владивостока. ACM ICPC (International Collegiate Programming Contest) — чемпионат мира по спортивному программированию, ежегодно проходит под эгидой Ассоциации вычислительной техники (ACM). С 1977 по 1989 в ACM ICPC  участвовали команды вузов из США и Канады. Постепенно олимпиада стала всемирным соревнованием: в 2009 году в ней приняло участие 7109 команд из 88 стран. Количество команд растет на 10-20 % в год. В 2014 г. финал прошел в Екатеринбурге. 

Спонсирование Дальневосточного этапа ACM / ICPC и других студенческих соревнований позволяет фирмам заранее отслеживать и отбирать своих будущих сотрудников. Отметим, что организаторами Чемпионата являются  преподаватели–энтузиасты кафедры информатики, математического и компьютерного моделирования ШЕН ДВФУ, принимающие участие в этом соревновании с 1996 г.  В целом можно сказать, что кафедра информатики является основным центром взаимодействия ИТ-компаний с университетом - по преобладающему мнению экспертов ее выпускники больше остальных адаптированы к требованиям индустрии. 

Без преувеличения можно сказать, что этот студенческий чемпионат стал важным звеном в процессе подготовки и трудоустройства IT специалистов Приморья. Во-первых, система подготовки к соревнованиям предполагает круглогодичные тренировки, обеспечивающие методичность и регулярность подготовки и воспитывающие специфическую дисциплину труда (надо сидеть и писать код постоянно). Во-вторых, наставниками команд, как правило, становятся преподаватели, некогда сами принимавшие участие в подобных соревнованиях в студенческие годы. Таким образом процесс подготовки и участия в чемпионате обеспечивает преемственность не только в передаче знаний и навыков, но также и в понимании ИТ-труда в рамках профессионального сообщества.

Результаты реформ

Влияние государственного реформирования высшего образования Владивостока на сложившуюся систему профессиональной подготовки ИТ специалистов оказалось противоречивым. Самые негативные последствия имеет невключение  в перечень приоритетных направлений нового университета ИТ проблематики. Такое положение практически исключает проблемы ИТ кафедр из поля зрения администраторов ДВФУ.

Более того, в 2015 г. университетом было прекращено финансирования Дальневосточного этапа ACM / ICPC.  Материалы интервью свидетельствуют о том, что сами студенческие соревнования оказываются одним из заметных событий отрасли. До 2015 г. чемпионат играл роль исключительно важной платформы взаимодействия ВУЗа и бизнеса и местом встречи и негоциаций между ними.

Таким образом, уже на основании этих изменений можно констатировать, что предпринятая оптимизация региональных образовательных структур, вопреки заявленной цели способствовать укреплению связей университета с экономикой и социальной сферой региона, привела к противоположным результатам.