← Бизнес-планы в ИТ-предпринимательстве

Бизнес-планы и предпринимательство в истории Нового времени

Исторические исследования бизнес-планирования и его функциональных эквивалентов показывают, что «плановая рациональность» (Л. Тевено) всегда сопутствовала предпринимательской деятельности и играла значительную роль в мобилизации ресурсов. Первые исторические примеры бизнес-планов можно обнаружить в деятельности венецианских купцов эпохи Возрождения, которые пытались спрогнозировать будущие финансовые показатели, чтобы оценить свои шансы на успех и обсудить их с другими купцами (Braudel 1993, цит. по: Giraudeau 2012a: 214). Трансатлантическое предприятие Христофора Колумба, которое часто вспоминают как ранний пример инвестиций, напоминающих сегодняшний венчурный капитал, также включало в себя элементы бизнес-планирования (см.: Mann 1988). Вместе с тем, сам контекст применения бизнес-планов – экономическое предпринимательство – складывается в определенный момент новоевропейской истории.

С точки зрения истории экономических понятий, «предприниматель» (entrepreneur) восходит к старофранцузскому emprise, которое позже трансформировалось в entreprise, и обозначает действие, направленное на осуществление рискованного проекта (предприятия). Семантическое поле этого понятия выходит далеко за пределы экономики, включая военное дело, политику и право. Так, например, предпринимателем мог называться человек, возглавляющий военную кампанию или осаду города (chef de guerre), или ловкий делец, использующий свою близость к власти и ответственным административным должностям с целью наживы. В области права предприниматель – это тот, кто подрывает существующий иерархический порядок профессий и нарушает сложившиеся правила. Наконец, в области экономики слово entrepreneur употреблялось для обозначения поставщика или подрядчика, который, на основании заранее оговоренных условий, зафиксированных в контракте (в т.ч. по установленной цене), соглашается на реализацию некоторого проекта – сбор налогов, обеспечение военного похода, торговая экспедиция, строительство или производство – принимая на себя риски, связанные с этим проектом. Последний вариант словоупотребления наиболее близок к современному и соответствует практикам, которые стали распространяться с 17 века и были связаны с созданием

рискованных проектов по реорганизации социального порядка, государственных реформ, человеческого развития и создания богатства... Современный смысл слова «предприниматель» возник ровно в тот момент, когда слово «предприятие» перестало означать «случайное приключение» — например, в любви или на войне — как это было в течение Средних веков. Скорее, оно стало означать определенный род деятельности, в которой решающую роль играет предварительная оценка средств, которые будут использованы в условиях неопределенности [...] с целью максимизации шансов на успех (Giraudeau 2012b: 61, см. также: Хиршман 2012, Hirschmann 1982).

А.О. Хиршман описывает сходную трансформацию, в ходе которой в европейской политико-философской мысли на месте «страстей» как основных движущих сил человеческого поведения пришли «интересы», прежде всего, «спокойная страсть» экономического расчета (Хиршман 2012). В течение 18 века эти многообразные проекты, направленные на столь разные области практики, как политика, администрация, гражданское строительство и т. д. постепенно сместились в сторону экономического поля; cреди прожектеров 18 века были многие представители ранней политической экономии и утопического социализма. С исторической точки зрения, таким образом, бизнес-планы несут в себе своего рода «семейное сходство» с масштабными проектами по преобразованию общества и окружающей среды, центральными для новоевропейского мировоззрения в целом (Hirschmann 1982), кульминацией которых стал т.н. «высокий модернизм» (Скотт 2005). Вместе с тем, бизнеспланы относятся, прежде всего, к предпринимательской деятельности, и отличаются от утопических проектов социального преобразования своей «приземленностью» и повседневностью. Это связано с обособлением предпринимательской деятельности и планирования от социального проектирования на рубеже 17-18 вв., а также с постепенной профессионализацией этой деятельности, ее постепенного обособления от других разновидностей экономического действия (ср. Schumpeter 2000). Так или иначе, планирование, включающее в себя определенную степень риска и ориентированное на будущее, сопутствовало возникновению предпринимателя как фигуры социальной истории современности (modernity). Отталкиваясь от исторической связки предпринимательства и планирования можно отследить дальнейшее изменение роли бизнес-планов в экономической деятельности.

Литература

  1. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни: Пер. С англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой. М.: Университетская книга, 2005.
  2. Хиршман А. Страсти и интересы: политические аргументы в пользу капитализма до его триумфа. / Пер. с англ. Д. Узланер. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012.
  3. Braudel F. 1992 [1979]. Civilization and Capitalism, vol.2: The Wheels of Commerce. University of California Press: Berkeley and Los Angeles.
  4. Giraudeau M. (2012a), Imagining (the Future) Business: How to Make Firms with Plans?, in P. Quattrone, C. McLean, N. Thrift & F.-R. Puyou (Dir.), Imagining Business. Performance Imagery in Business and Beyond, London: Routledge, p. 213-229.
  5. Giraudeau M. (2012b), Remembering the Future: Entrepreneurship Guidebooks in the US, from Meditation to Method (1945-1975),Foucault Studies, vol. 13, pp. 40-66.
  6. Hirschman A.O. 1982. Rival Interpretations of Market Society: Civilizing, Destructive, or Feeble? Journal of Economic Literature, vol. 20, issue 4, 1463-1484.
  7. Mann, A. (1988) Review of “Venture Capital: Law, Business Strategies, and Investment Planning” by Joseph W. Bartlett. The Business Lawyer, vol. 44, No. 1 (November 1988), pp. 223-225.
  8. Schumpeter, Joseph A. 2000. Entrepreneurship as Innovation. In: Swedberg R. 2000. Entrepreneurship: The Social Science View, Vol. , p. 51-75 2000. Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=1512266
  9. Vérin H. Entrepreneur (French)// Dictionary of Untranslatables: a philosophical lexicon / Edited by Barbara Cassin ; Translated by Steven Rendall, Christian Hubert, Jeffrey Mehlman, Nathanael Stein, and Michael Syrotinski ; Translation edited by Emily Apter, Jacques Lezra, and Michael Wood. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2004. Pp. 265-268.