← Бизнес-планы в ИТ-предпринимательстве

Педагогика и дидактика

С развитием института наемного труда в течение Индустриальной революции (см.: Castel 2003) фигура предпринимателя была вытеснена на периферию общественной жизни. Как пишет М. Жиродо, «с середины 19 века по середину 20 века... работодатели также оказались захвачены системой наемного труда: они больше не были предпринимателями, но стали менеджерами, вслед за возрастающим отделением функций собственности и контроля на вершине организационной иерархии крупных компаний... Бизнес-предприниматели оставались не только невидимыми, но также и сравнительно небольшой, неорганизованной и отчасти маргинальной социальной категорией» (Giraudeau 2012b: 43; см. также: Fligstein 2001, гл. 6; классическую постановку проблемы собственности и контроля см. в: Berle and Means 1932).

Возвращение «предпринимателей» как крупной социальной группы совпало с кризисом системы наемного труда. Например, в США, где получила наибольшее развитие индустрия венчурных инвестиций, дискуссии о поддержке массового малого бизнеса и создание соответствующей финансовой инфраструктуры были спровоцированы Великой Депрессией. Центральную роль в дальнейшей эволюции малого предпринимательства и бизнес-плана как его инструмента сыграли реформы Нового Курса 1930-х гг. - программы пожизненной занятости 1940-х гг., а также государственная поддержка массового образования и борьба с бедностью и сегрегацией. В частности, в США осуществлялись программы по борьбе с безработицей, направленные на обучение населения основам бизнес-планирования и предпринимательства. Бизнес-планы использовались в рамках этих программ, также как и в возникшей образовательной литературе о создании малых предприятий, в качестве педагогического инструмента. Вскоре после окончания Второй Мировой войны при поддержке федерального правительства возникла дидактическая литература, направленная на популярного читателя и призванная обучить его основам создания и управления малым предприятием, в которой центральную роль играл процесс написания бизнес-плана. Предполагалось, что планируя свое будущее предприятие, его организацию, исследуя потенциальные рынки, будущие предприниматели могли научиться рациональному отношению к собственному будущему и расчету возможных рисков. М. Жиродо считает, что центральной темой этой дидактической литературы было будущее – учебники по малому предпринимательству должны были научить своих читателей действовать в условиях неопределенности (Giraudeau 2012b). Использование бизнес-плана как дидактического инструмента сопровождалось параллельным процессом стабилизации его формы и структуры благодаря развитию венчурной индустрии, а также возникновению академических дисциплин «предпринимательства» и «управление малым предприятием» в университетах США. В конце 1950-х гг. также возникают первые бизнес-инкубаторы.

Возникнув в качестве инструмента (само)образования предпринимателей, бизнес план впоследствии стал играть центральную роль в индустрии венчурного капитала – ключевого источника финансирования в инновационном и технологическом предпринимательстве. В развитии венчурного капитала в США сыграла государственная программа по созданию инвестиционных компаний малого бизнеса (Small Business Investment Companies, SBIC), созданная Конгрессом в 1958 г. Эти компании заключали соглашения с частными инвесторами и образовывали фонды, обеспечивавшие приток капитала в сектор малого бизнеса. Бурное развитие индустрии, однако, началось позже, на рубеже 1970-1980-х гг. в связи с изменениями в налоговом законодательстве.

Следующий этап в развитии бизнес-плана как технологии совпадает с расширением индустрии венчурного инвестирования и ее профессионализацией – происходит стабилизация формы и структуры бизнес-планов, которые основатели стартапов отправляют на рассмотрение венчурным капиталистам. Первые венчурные капиталисты не обладали ресурсами, необходимыми для всестороннего анализа и оценки перспективы получаемых заявок на финансирование, и стандартизированный бизнес-план стал формой рационализации их деятельности. В начале 1970-х гг. также начинает появляться литература о том, как общаться с венчурными капиталистами и какого рода формат бизнес-плана для этого лучше всего подходит (например, издание The Business Plan Package, выпущенное компанией Technimetrics Inc. в Нью-Йорке в 1973 году, см.: Giraudeau 2012a: 215). К 1980м гг. бизнес-план как организационная технология распространился за пределы индустрии венчурного капитала, став символом «новой экономики», предпринимательских установок и навыков, а также воплощением «нового духа капитализма» – изменения управленческих практик в сторону проектных и сетевых, гибких форм организации деятельности (Boltanski and Chiapello 2005). В 1980-1990-е гг. складывается рынок инструментов бизнес-планирования.

Вместе с тем, как уже отмечалось, бизнес-план – это, прежде всего, практический инструмент. Обратимся к результатам исследований использования бизнес-планов в этом качестве.

Литература

  1. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / Пер. с фр. Под общей редакцией С. Фокина. — М.: Новое литературное обозрение, 2011.
  2. Кастель, Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наёмного труда. — М.: «Институт экспериментальной социологии», «Алетейя», 2009.
  3. Berle A., Means G. 1932 [1967]. The Modern Corporation and Private Property. New York: Harcourt, Brace and Wood.
  4. Fligstein N. 2001. Social Skill and the Theory of Fields.http://www.irle.berkeley.edu/culture/papers/Fligstein01_01.pdf
  5. Giraudeau M. (2012a), Imagining (the Future) Business: How to Make Firms with Plans?, in P. Quattrone, C. McLean, N. Thrift & F.-R. Puyou (Dir.), Imagining Business. Performance Imagery in Business and Beyond, London: Routledge, p. 213-229.
  6. Giraudeau M. (2012b), Remembering the Future: Entrepreneurship Guidebooks in the US, from Meditation to Method (1945-1975),Foucault Studies, vol. 13, pp. 40-66.