← Московский хакерспейс: от изобретения к бизнесу

Городские пространства для научно-техического творчества

Городской контекст как фактор развития новых «коворкинговых» пространств для стартапов

 

В настоящем тексте рассмотрен процесс возникновения новых пространств для стартап-компаний, разрабатывающих высокотехнологичные проекты, которые в соответствии с общемировым трендом в России называются «хакерспейсами». Данная работа является продолжением исследования в хакерспейсе «Нейрон» (г.Москва), который был основным объектом исследования в 2014 году.

На материале «Нейрона» была выявлена определяющая взаимосвязь хакерспейса с городским креативным кластером «Хохловка», в котором он расположен. Кроме того, локация в центре города в районе Китай-города стала важным фактором развития хакерспейса и проектов, инициированных его участниками (большая часть этих инициатив является стартап-компаниями). Такие выводами подтолкнули к продолжению изучения взаимосвязи хакерспейсов с окружающим городским пространством.

В 2015 г. полевая работа была проведена в трех новых возникших хакерспейсах в Москве: в технополисе «Москва», иннограде «Сколково» и хакерспейсе «Сталь», расположившемся в одном из павильонов парка ВДНХ. Дополнительная работа была проведена в хакерспейсе «Нейрон».

Целью работы было выяснить, в какой мере городское пространство, локация и инфраструктура города являются факторами развития хакерспейсов в Москве. В связи с развитием интернета многие проекты стали развиваться в виртуальном пространстве онлайн, однако современные коворкинги и хакерспейсы, созданные специально для совместной работы профессионалов, заинтересованных в высоких технологиях, снова возвращают развитие ИТ в рамки физического пространства.

Гипотезой данного исследования является то, что не только внутреннее пространство хакерспейса, но и окружающий городской контекст является решающим фактором для успешности развития как самого пространства, так и базирующихся в нем стартап-компаний.

В рамках полевого исследования и последующего анализа данных были поставлены следующие вопросы:

  • Почему высокотехнологичным ИТ-стартап-компаниям для успешной работы оказалось необходимо физическое пространство?
  • Как локация в центре города или на периферии влияет на развитие хакерспейса и его участников? В какой мере транспортная доступность, городская инфраструктура, развитость публичного пространства влияют на успешность стартапа?
  • Каким образом организаторы хакерспейсов объясняют необходимость локации в том или ином городском контексте?
  • Как городская локация и инфраструктура определяет состав участников хакерспейсов, клиентскую базу стартап-компаний, круг посетителей?

К середине 2010-х гг. стартап движение дало заметный крен в сторону “hardware” проектов. Об их активной поддержке начали говорить большие корпорации Intel и Microsoft, стали появляться новые специализированные пространства для их разработки – хакерспейсы. В Москве все чаще стали говорить о культуре «хакеров» и «мейкеров», которым как будто бы суждено положить начало новому витку экономического развития.

Их бизнес потребует не просто виртуального пространства, но пространства для развития инкубации проектов, нового промышленного производства, новых пространств демонстрации и покупки высокотехнологичных товаров и, наконец, новых пространств для их промышленного использования. Городские и федеральные власти, университеты, малый и средний бизнес устремили взгляд на этот зарождающийся сегмент рынка, которому сегодня необходимо дать такое пространство для развития, чтобы в будущем эти проекты эффективно работали в интересах общества.

 

Результаты полевого исследования: 4 кейса

 

«Нейрон»: хакерспейс в креативном кластере

На волне первого бума стартап, начавшегося в конце 2000-х гг., возникли разные представления о том, как должно выглядеть место для технологического творчества и реализации стартап проектов. Эти представления имели особое значение для проектов, ориентированных на развитие систем hardware, требующих площадей физического пространства. Хотя стартапы 2000-х были больше связаны с ИТ разработкой, тренд на «железо» уже давал о себе знать.

В 2011 г. две команды разработчиков, связанных как с software, так и с hardware, открыли первый в России хакерспейс «Нейрон», расположившийся сначала в Сокольниках, а затем переехавший в центр Москвы (р-н Китай-город). Организаторы стремились создать пространство, в котором молодые специалисты разных профилей могли бы объединиться для создания совместных высокотехнологичных проектов. Хакерспейс «Нейрон» стал самоорганизующимся сообществом, члены которого, с одной стороны, были связаны общим рабочим пространством и техническим оборудованием, а с другой – смогли образовать своеобразную производственную сеть – открытую и независимую: члены хакерспейса образовывали коллегиальные формы сотрудничества, которые могли бесконфликтно распадаться и снова возникать, в зависимости от целей конкретного проекта. Прослеживая генеалогию Нейрона, можно утверждать, что динамику развития этого коворкингового пространства в значительной степени определило его географическая локация в центре Москвы внутри независимого креативного кластера «Хохловка».

 

Хакерспейс в Сколково

Идея открыть свой хакспейс в «Сколково» возникла одновременно в двух независимых подразделениях Фонда. В Робоцентре, на базе ИТ кластера, хотели создать хакспейс для резидентов, работающих над проектами в области робототехники. В то же время новый университет Сколтех также решил открыть хакспейс на базе «Студенческой мастерской», которая уже была своего рода хакспейсом для студентов Сколтеха, однако теперь организаторы подумывали о возможном привлечении внешних команд – на ограниченный срок для разработки прототипа какого-либо конкретного гаджета или технологии.

Очевидны сходства обоих проектов: институционально они возникли для внутренней аудитории Сколково – студентов и резидентов, в условиях значительной удаленности от Москвы. Удаленность Сколково от Москвы респонденты оценивают по-разному. Многие отмечают ее в качестве безусловной проблемы – такое мнение доводилось слышать как от постоянных резидентов Фонда – работников Фонда и стратап-компаний, так и от профессоров и студентов Сколтеха. Наряду с удаленностью в качестве проблем чаще всего называют транспортную (трудно)доступность, наличие пропускного режима на территорию и в каждый отдельный корпус, жесткую сегрегацию пропусков для резидентов Сколково (в зависимости от уровня доступа), слабую развитость публичных пространств. Удаленность и недостаточность транспортной инфраструктуры является причиной большей утомляемости сотрудников, которым приходится тратить большое количество времени в дороге, а также затрудняет встречи с внешними клиентами и инвесторами. Удаленность также приводит к тому, что резиденты стремятся как можно реже приезжать в Сколково и, по-возможности, работать удаленно, что приводит к слабому уровню сотрудничества внутри Фонда. Слабая развитость публичных пространств на территории Фонда также не способствует развитию неформальных отношений и потенциальному сотрудничеству.

Более оптимистично настроенные работники Фонда (в частности в Роботоцентре и Сколтехе) считают перечисленные трудности временным явлением и считают, что с решением инфраструктурных проблем ситуация исправится. В пользу решения построить Сколково за пределами столицы приводят такие аргументы: Москва глубоко увязла в нерешаемых городских проблемах, и новый научно-технологический рывок нужно осуществлять с чистого листа, на новом месте и по модели «западного мира». Сторонники удаленности считают, что Сколково будет привлекать только «особенных людей», по-настоящему мотивированных, готовых однажды доехать до Сколково, чтобы убедиться, как там все успешно – и остаться.

 

Хакспейс «Сталь» – парк ВДНХ для «мейкеров»

Хакспейс открылся в середине июля 2015 г. в парке ВДНХ, разместившись в павильоне бывшего кафе «Гжель». Локация на территории ВДНХ свидетельствует об идее организаторов открывать пространство, ориентированное не только на разработку, но и популяризацию и продажу разработок участников хакспейса. Павильон ВДНХ как бы приглашает посетителей познакомиться с новыми «достижениями народного хозяйства» в высоких технологиях и поспособствовать их продвижению.

Помещение павильона имеет два этажа и оснащено двухэтажной верандой. На первом этаже находится коворкинг для резидентов, а также места с демонстрационным оборудованием: таким образом все пространство первого этажа хакспейса становится открытым и общедоступным местом «спонтанной демонстрации разработок», - как говорит один из организаторов «Стали». Дизайн этого хакспейса хорошо продуман, в его декорировании использованы металлические листы грубой обработки, а также ковры зеленой травы, маркирующие связь индустрии с экологией (локация в зеленом парке тоже символична).

Хакспейс «Сталь» задуман как образец нового экологически ориентированного и социально ответственного хайтек производства. Павильон оснащен солнечными батареями и другими эко-технологиями. На веранде предполагается оборудовать лекторий и кафе, на верхнем этаже которого будет открыт VIP -зал для переговоров с важными клиентами и инвесторами. По мысли организаторов, неформальное пространство кафе как основной переговорной зоны, будет благотворно сказываться на итогах встреч, так как передает атмосферу парка развлечений и способствует возникновения доверия в непринужденной и расслабленной атмосфере.

Посетителями хакспейса становятся не только резиденты, но и случайные посетители ВДНХ. Организаторы «Стали» намерены привлекать случайных гуляющих прохожих на открытые лекции, которые будут проходить на веранде. Поскольку в парке всегда много незанятой публики, хакерспейс ожидает принимать немало праздношатающейся молодежи, готовой спонтанно принять участие в мероприятии. Прохожих также планируют привлекать к тестированию прототипов, разрабатываемых в хакспейсе. Для тестов и продажи в хакспейсе открыт магазин.

Относительная удаленность от центра города – предмет предварительных тревог у посетителей (по крайней мере тех, кого довелось встретить на открытии хакерспейса), однако организаторы считают, что локация на ВДНХ отвечает их задачам в большей степени, чем центр.

 

Хакспейс в технополисе «Москва»

Технополис «Москва» расположен достаточно далеко от центра, недалеко от метро «Волгоградский проспект». Организаторы считают, что удобная локация рядом с метро – залог успеха для привлечения молодой интересной хакспейсу аудитории – будущих стартаперов, которые преимущественно передвигаются на метро.

Хакспейс занимает небольшое пространство, построенное на территории огромного цеха бывшего автомобильного завода «Москвич». Предполагается, что каждая следующая компания, возникающая в этом хакспейсе, должна сама строить для себя такие помещения, так что в конце концов весь тоннель будет застроен. Пока он в основном пустой. На сегодня постоянных резидентов в хакерспейсе немного: половину помещения арендует компания по разработке квадрокоптеров, их основной интерес – дешевая аренда офиса и локация в бывшем заводском цеху (высокие потолки и большая площадь незанятого пространства хорошо подходит для испытаний летающих дронов). Также расположение на территории технополиса позволяет им находиться близко к потенциальным заказчикам из крупных компаний, которые уже арендуют офисы в технополисе, а также из правительства города Москва, которое инициировало создание технополиса.

Изначально в пространстве хакспейса разместился ЦМИТ «Реактор» (участник программы открытия Центров молодежного инновационного творчества), их деятельность сводилась к обучению детей работе с высокотехнологичным оборудованием, робототехнике и проектированию. Затем ЦМИТ «Реактор» был выселен, и летом 2015 года пространство хакспейса заняло подразделение Инкубатора Высшей школы экономики (ВШЭ). Инкубатор ВШЭ показался руководству технополиса более соответствующим его задачам – построить на базе бывшего завода «Москвич» новый производственный и технологический центр столицы. Сегодня в технополисе локализированы крупные компании, вплоть до военных исследовательских центров. В задачи хакспейса, в свою очередь, входит создать и даже «воспитать» сообщество «мейкеров» - предпринимателей, ориентированных на высокотехнологичные продукты. Ожидается, что на базе технополиса мейкеры будут открывать новые компании с производственными мощностями.

На сегодня хакспейс работает с сообществом по принципу организации бизнес- и технологических тренингов: сюда приходят люди с идеей или просто «послушать». Хакспейс помогает в оформлении идеи, находит экспертов для консультаций, а также помогает объединить в команду для совместной работы разных посетителей хакспейса.

В отличие от спонтанного, слабо организованного «Нейрона», развивавшегося больше по наитию, чем по плану и движимого новыми идеями и проектами его членов, молодые хакерспейсы ставят перед собой конкретные прикладные цели и задачи и апробируют разные модели инкубаторства для высокотехнологичных компаний. Сравнительный анализ московских пространств хакерспейсов позволяет обнаружить разные подходы к мейкерству и новые тренды в развитии ИТ-стартап-культуры в России: его участников, целевую аудиторию, клиентов и инвесторов.