← Московский хакерспейс: от изобретения к бизнесу

Хакерское и мейкерское движение

В последние годы сфера разработки новых технологий стала полем сосуществования разных практик и идентичностей разработчиков. По всему миру наравне с работниками больших корпораций, фрилансерами и предпринимателями появились мейкеры (англ. makers). В России также все больше разработчиков программного обеспечения и инженерных решений ассоциируют себя с культурой мейкерства, которая представляет собой сочетание нескольких традиций, прежде всего, хакерства и движения «Сделай сам» (англ. DIY, Do-it-yourself), определяющим фактором для объединения которых стали новые технологии и физическое пространство, рассчитанное на коллаборацию специалистов и любителей и их работу с материальными объектами. В этом тексте будут рассмотрены корни и траектории развития мейкерского и хакерского движений как глобальных тенденций.

 

От хакеров к хакерспейсу

Один из идеологов мейкерства Крис Андерсон, редактор журнала Wired про IT и стартапы, метафорично обозначил сходство хакерства и мейкерства через то, что мейкеры работают с физическими атомами так же, как хакеры с битами информации. Используя мощные возможности, которые дает программное обеспечение, мейкеры коренным образом переосмысляют возможности производства материальных объектов (Anderson 2013). В этом смысле Андерсон отсылает к креативной стороне хакерства, заключающейся в преобразовании простых единиц в сложные объекты. Такой креативный подход зародился в 1960-е гг. вокруг Лаборатории искусственного интеллекта и Клуба моделирование железных дорог (англ. Tech Model Railroad Club (TMRC)) в Массачусетском технологическом университете (MIT). Под хакерством тогда понималась разработка «изящного» способа, «хака» (англ. hack) для решения научно-технологической задачи, который был бы наиболее оптимальным и эффективным. В среде MIT считалось, что только специалист высочайшего класса мог продемонстрировать такое решение благодаря глубокому анализу, оригинальному использованию технологий и высокому профессионализму, за которые его назвали «хакером» (Levy [1984] 2010).

Однако не только творческие практики и стремление к высочайшему мастерству в своем деле стали отличительной чертой хакерства. Фразу «Информация хочет быть свободной», которую приписывают Стюарту Бранту, разработчику своего рода печатного прототипа Интернета в 1960-х[1], подхватили хакеры, считавшие, что открытая информация и ее постоянная циркуляция – залог развития технологий и общества в целом (Turner 2008). В 1980-е годы данная идея воплотилась в сети Интернет, которая положила основу культуре открытого программного обеспечения free software/open source (FS/OS) (Raymond 2001).

К свободному софту относились те программы, разработка которых велась в общем доступе. Любой программист мог включиться в совместную работу или последующее устранение неполадок (англ. bug reports, отчеты о «багах»). Такое программное обеспечение было бесплатным, его нельзя было ни купить, ни продать. Над продвижением идеи свободного софта работал Ричард Столлман, который вплоть до настоящего момента искренне верит в разработку программного обеспечения исключительно таким способом, за что был назван «последним настоящим хакером» (Levy [1984] 2010). Он разработал ядро свободного программного обеспечения под названием GNU, которое впоследствии использовал Линус Торвальдс в качестве базы для Linux - свободно распространяемой операционной системы – до сих пор основной ОС для хакеров. «Разработка свободного софта была связана со своеобразной коллективной этикой, которая имела много общего с левой идеей и опиралась на солидарность профессионального сообщества, коллективную работу и общее использование результатов труда» (Симонова 2014). Принципы OS/FS конкурировали с иерархическими принципами организации труда в крупных корпорациях. Участники движения OS/FS отличались тем, как быстро, виртуозно, руководствуясь своими собственными потребностями, без иерархии и начальников они могут писать программы (Kelty 2008, Coleman 2013). До сих пор OS/FS является одним из столпов хакерства по всему миру, определяющим фактором принадлежности к хакерской культуре (Maxigas 2011).

Однако не только свободное программное обеспечение стало практическим выражением хакерского девиза «Информация должна быть свободной». Вопрос медиа, циркуляция информации и доступность данных стали фокусом для другой группы профессионалов, которых СМИ стали называть хакерами, или взломщиками сайтов и информационных систем. Хакеры из России получили особую известность (Darkreading.com) и были подняты на флаг борьбы с незаконным доступом к информации крупных компаний и государственных служб (Siobhan 2014). Данное значение «хакера» как взломщика до последнего времени доминировало в публичном пространстве до появления хакерспейсов.

Хакерспейсы пропагандировали возвращение к первичному значению хакинга как креативной деятельности, направленной на коренное изменение технологий и их использования. Тем не менее, специалисты в области компьютерной безопасности также были частью хакерспейсов, они называли себя «белыми шляпами» (англ. White hats), то есть программистами, работающими для защиты систем от атак «черных шляп» (англ. Black hats), хакеров – взломщиков[2].

Первый хакерспейс был открыт в 1992 году для программистов и действовал в качестве клуба для закрытого сообщества разработчиков вокруг Бостона (Farr 2009). Однако этику открытости и доступности пространства и сообщества впервые заявил хакерспейс C-base, открытый в 1995 году в Берлине. Именно C-base стал моделью для хакерспейсов по всему миру, которые начали массово открываться с середины 2000-х годов. «Хакинг приобрёл форму коллективного эксперимента, проводимого в социальных, юридических и экономических рамках, результатом которого становится формирование неустойчивых коллективов фрилансеров, которые делят пространство и ресурсы» (Kera 2012). Специалисты, разделяющие идею программного обеспечения с открытым кодом (open source), совмещающие интерес к программному обеспечению (software) и компьютерному оборудованию (hardware), становятся хакерами, осознавая необходимость работать в коллективе единомышленников.

Берлинское сообщество хакеров вело активную политику распространения информации о хакерспейсах вплоть до организации туров программистов и инженеров из разных стран в столицу Германии для мотивации людей открыть хакерспейс у себя в стране (Maxigas 2011). Так, в 2007 году С-base посетили американские хакеры в рамках проекта «Хакеры в самолете» (англ. Hackers on a Plane). Их визит стал поводом разработать руководство по организации хакерспейса («Building a hackerspace», 2007), которым пользовались последующие желающие открыть хакерспейс. Некоторые наиболее активные хакерспейсы США были вдохновлены Европой: NYCResistor в Нью-Йорке, HacDC в Вашингтоне и Noisebridge в Сан-Франциско. Главной особенностью хакерспейса по сравнению с другими местами технического творчества стала его самоорганизация и автономное функционирование по воле и на средства его членов. Здесь отрицаются иерархия и структура, присущие обычной корпорации: нет руководителей, нет специализированных закрепленных функций, а также нет закрытых разработок.

Привлечению внимания к движению хакерспейсов также способствовала большая конференция Chaos Communication Congress (ССС), организованная C-base – до сих пор считающаяся самым крупным событием для хакеров всего мира. Именно после конференции ССС в 2010 году и руководствуясь инструкциями по организации хакерспейса была открыта первая площадка в России – Нейрон в Москве. Организаторы Нейрона были вдохновлены опытом участия в ССС: «Многие конференции, которые происходят в России, они очень унылые по сравнению с тем, что происходит там [в Берлине]» (Александр, Fairwaves), им захотелось воссоздать эту среду в России через организацию хакерспейса.

 

Мейкерство: корни и разные подходы определению

 

Кроме общей среды, благоприятной для разработчика, и формирования сообщества, хакерспейсы стали пионерами нового подхода к разработке и использованию технологий, которые должны были стать доступными для всех. Более того, речь шла уже не только об открытом программном обеспечении, но и о физических объектах, которые будут связаны как с виртуальным, так и с материальным миром. Каждый человек может не просто написать программу, но сделать ее связанной с реальным миром, именно для этого стало важно пространство в отличии от виртуальной реальности – обычной для программистов. «Нам нужны компьютеры для всего тебя», то есть охватывающего все тело и пространство, декламировал Дэн О Сулливан в 2004, заявляя о необходимости связать компьютер и реальность (O'Sullivan 2004). Инструментом раскрытия разработок физических объектов стал открытые базы данных для «железных» проектов (англ. Open Sourse Hardware (OSHW). Далее идея связи виртуальной и физической реальности была развита в понятии «Интернет вещей» (англ. Internet of Things, IoT), ключевой для современных разработчиков — «концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой» (Gartner IT glossary) [3].

Материальность технологий, их полная воспроизводилось и модифицируемость сблизили хакеров с движением «Сделай сам» (англ. DIY). В 2005 году был запущен журнал Make, который совместил в своей повестке практики DIY и хакерскую субкультуру. Вскоре журнал стал считаться рупором новой мейкерской культуры (The Economist, 03.12.2011), он же стал рассказывать об использовании новых технологий – необходимых для мейкерства, таких как первые 3D-принтеры и Arduino – простые платы с микроконтроллерами, доступные для новичков для построения простых систем автоматики и робототехники. Журнал также стал инициатором Ярмарки мейкеров (англ. Maker Faire) – события, ежегодно собирающего десятки тысяч мейкеров в США, чаще всего любителей, которые делились своими разработками. Таким образом, принадлежность к субкультуре изначально декларировалась через участие в подобных ежегодных событиях.

Несмотря на то что государство выделяло гранты на отдельные проекты и разработки хакеров[4], сами хакерспейсы чаще существовали в формате частной инициативы, а государственная поддержка в США на них не была направлена. Они стали площадками, где встречались профессиональный подход и любительская «самодеятельность», обучение новичков и эксперименты хакеров. Хакерспейсы обзавелись оборудованием для работы с механико-электронными приборами, заявляя о предоставлении возможности пользования данными приборами всем желающим. Там наравне с любителями появились профессионалы, использующие возможности 3D-принтеров и простых систем, например, Arduino для быстрого прототипирования новых продуктов, готовых стать идеей для «железного» стартапа (англ. Hardware startup).

В книге-манифесте под названием «Мейкеры» Крис Андерсон заявил о том, что новые технологии быстрого прототипирования и возможности дешевого серийного производства (прежде всего на базе заводских площадок Китая) предвещают «третью индустриальную революцию», которую осуществят именно мейкеры (Anderson 2011). Андерсон был одним из тех, кто закрепил связь мейкерства и предпринимательства.

Особую роль в новом мейкерском бизнесе играют краудфандинговые платформы Kickstarter и Indiegogo, которые делают традиционные способы финансирования второстепенными (Schawbel 2012). Команда, которая хочет получить финансирование, должна зарегистрироваться и разместить описание проекта на одном из краудфандинговых сайтов. Владелец проекта указывает срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать. Если проект не собрал нужную сумму к определённому сроку, то деньги возвращаются жертвователям. Сегодня такие платформы используются для финансирования проектов от гаджетов и видеоигр до кино и музыки.

На этой общей волне широкое распространение получили пространства для мейкеров, названные мейкерспейсами, которые, с одной стороны, были синонимичны хакерспейсам, но они чаще всего отказывались от хакерской идеологии и, что важно, воспринимали само пространство как бизнес для его организаторов. На первый взгляд, в мейкерспейсах также культивировалось свободное использование технологий, открытость, совместная работа, обмен навыками и знаниями. Однако руководство, разработанное хакерспейсом С-base, делало упор на некоммерческие принципы существования пространства, покрытие аренды за счет членских взносов и грантов, самоуправление и самоорганизацию сообщества хакерспейса, разработку проектов в открытом доступе (OS/FS), а также контекст социальной ответственности проектов вплоть до активизма членов хакерспейса.

Нельзя сказать, что формат мейкерспейсов был абсолютно новым, еще в середине 2000-х в США возникли площадки, предоставлявшие в пользование оборудование, названные техшопами (англ. TechShop). Характерно, что первый техшоп открылся в Кремниевой долине как инфраструктура для развития стартап-проектов. В то время как к 2010 году более 1000 хакерспейсов откылись по всему миру, количество техшопов не превышало 10 в США. Однако позже такой формат получил шикорое распространение. С одной стороны, понятие «мейкерспейс» было более ясным для новичков и любителей – он устранял вопросы о хакинге как взломе информационных систем, с которым люди не хотели ассоциироваться. Мейкинг предполагал креативную деятельность без сложных подтекстов, таким образом, мейкерская культура дистанцировалась от хакерской этики, зафиксированной C-base (Milne 2014). Мейкерспейсы могли быть организованы компаниями и другими организациями, сообщество формировалось вокруг использования техники, а не вокруг идейных вопросов (участие и организация социальных проектов, использование FS/OS) и не за счет разрешения сложных вопросов самоуправления (преодоление иерархии, обеспечение открытости пространства), как было в хакерспейсах.

В США модель мейкерспейса была особенно развита, и роль ориентира, как в свое время С-base для хакеров всего мира, взял на себя мейкерспейс Artisan’s Asylum (Сомервилль, штат Массачусетс), который совместно с журналом Make разработал руководство по открытию мейкерспейсов (Cavalcanti 2013(a), 2013(b). Во-первых, руководство определяло мейкера как «ремесленника», то есть если хакинг ассоциировался с программированием, то мейкерство должно было апеллировать к широким сферам мастерства: начиная от разработки гаджетов, и заканчивая шитьем. Во-вторых, руководство описывало способы монетизации мейкерсейса, который воспринимался как бизнес для его организаторов с бизнес-планом и наемными работниками. В третьих, в мейкерспейсе появлялись новые помещения, нехарактерные для хакерспейсов, такие как специальные пространства для презентаций продуктов, склады и комнаты, которые можно было арендовать под определённые бизнес-задачи участников. Тем не менее, руководство Artisan’s Asylum (так же, как в свое время C-base) апеллировало к пространству, независимому от внешних институций.

Коммерческие структуры и государственные институты также пытались организовать аналогичные площадки, где молодые люди могут собираться для разработки новых технологий и машин. Заложив идею того, что знания многих, собранных в одном пространстве, переплетутся, образуя «черный ящик», и дадут на выходе инновационные решения, организаторы чаще всего получали пространства, не похожие на хакерспейсы. Мейкерспейсы и похожие на них фаблабы, медиалабы, центры инноваций, предоставляющие услуги пользования специальным оборудованием (3D-принтеры, паяльное оборудование, фрезерные станки и пр.), либо студии под руководством одного лидера, подчиненные его целям и интересам, часто не воспроизводили задуманного пространства производства нового знания и технологий.

 

 

Библиография

  1. Симонова, Александра. «Политическая программа с открытым кодом». Открытая левая, 2014 г. http://openleft.ru/?p=2764.
  2. Altman, Mitch. «„Mitch Altman at TEDxBrussels“ Video at TEDxTalks». Ted.com, 14 ноябрь 2012 г. http://tedxtalks.ted.com/video/Mitch-Altman-at-TEDxBrussels.
  3. Anderson, Chris. «20 Years of Wired: Maker movement (Wired UK)». Wired UK. Просмотрено 8 ноябрь 2015 г. http://www.wired.co.uk/magazine/archive/2013/06/feature-20-years-of-wired/maker-movement.
  4. Anderson, Chris. Makers: The New Industrial Revolution. Crown Business, 2014.
  5. Blikstein, P. Digital Fabrication and “Making”in Education: The Democratization of Invention. FabLabs: Of Machines, Makers and Inventors. 2013 http://tltl.stanford.edu/sites/default/files/files/documents/publications/Blikstein-2013-Making_The_Democratization_of_Invention.pdf
  6. Brewster, Signe. «Inside NYC Resistor: a close-knit hackerspace where crazy projects come to life», 3 февраль 2014 г. https://gigaom.com/2014/02/03/inside-nyc-resistor-a-close-knit-hackerspace-where-crazy-projects-come-to-life/.
  7. Cavalcanti, Gui (a). «Is it a Hackerspace, Makerspace, TechShop, or FabLab?» Make: DIY Projects, How-Tos, Electronics, Crafts and Ideas for Makers, 22 май 2013 г. http://makezine.com/2013/05/22/the-difference-between-hackerspaces-makerspaces-techshops-and-fablabs/.
  8. Cavalcanti, Gui (b). «Making Makerspaces: Creating a Business Model». Make: DIY Projects, How-Tos, Electronics, Crafts and Ideas for Makers, 4 июнь 2013 г. http://makezine.com/2013/06/04/making-makerspaces-creating-a-business-model/.
  9. Coleman, E. Gabriella. Coding Freedom: The Ethics and Aesthetics of Hacking. Princeton: Princeton University Press, 2012.
  10. Farr, Nick et al ‘Building Hacker Spaces Everywhere: Your Excuses are Invalid’, talk at The Last HOPE (Hackers On Planet Earth), Hotel Pennsylvania, 18-20 July 2008.
  11. Farr, Nick, 2009. Respect the Past, Examine the Present, Build the Future, Hackerspaces Flux. [blog] http://blog.hackerspaces.org/2009/08/25/respectthepastexaminethepresentbuildthefuture/
  12. Gorman, Siobhan. «Intel Chief: Russia Tops China as Cyber Threat». WSJ Blogs - Washington Wire, 17 октябрь 2014 г. http://blogs.wsj.com/washwire/2014/10/17/intel-chief-russia-tops-china-as-cyber-threat/.
  13. «How to Make a Makerspace». artisansasylum.com. Просмотрено 7 ноябрь 2015 г. http://artisansasylum.com/how-to-make-a-makerspace/.
  14. Kalil, Tom, и Jason Miller. «Announcing the First White House Maker Faire». whitehouse.gov, 3 февраль 2014 г. https://www.whitehouse.gov/blog/2014/02/03/announcing-first-white-house-maker-faire.
  15. Kelty, Christopher M. Two Bits: The Cultural Significance of Free Software. Durham: Duke University Press Books, 2008.
  16. Kera, Denisa. «Hackerspaces and DIYbio in Asia: connecting science and community with open data, kits and protocols » Journal of Peer Production». Journal of peer production, июль 2012 г. http://peerproduction.net/issues/issue-2/peer-reviewed-papers/diybio-in-asia/.
  17. Levy, Steven. Hackers: Heroes of the Computer Revolution - 25th Anniversary Edition. 1 edition. Sebastopol, CA: O’Reilly Media, 2010.
  18. Maxigas. «Hacklabs and Hackerspaces - Tracing two genealogies». The Journal of Peer Production (JoPP), вып. 2 (2012 г.). http://peerproduction.net/issues/issue-2/peer-reviewed-papers/hacklabs-and-hackerspaces/.
  19. Ohlig, Jens, и Weiler. «24C3: Building a Hacker Space», 2007. https://events.ccc.de/congress/2007/Fahrplan/events/2133.en.html.
  20. O’Sullivan, Dan, и Tom Igoe. Physical Computing: Sensing and Controlling the Physical World with Computers. 1st edition. Boston: Thomson, 2004.
  21. Raymond, Eric. The Cathedral & the Bazaar: Musings on Linux and Open Source by an Accidental Revolutionary. 1 edition. Beijing ; Cambridge, Mass: O’Reilly Media, 2001.
  22. «Russian Developer of the Notorious Citadel Malware Sentenced to Prison». Dark Reading. Просмотрено 7 ноябрь 2015 г. http://www.darkreading.com/attacks-breaches/russian-developer-of-the-notorious-citadel-malware-sentenced-to-prison-/d/d-id/1322411.
  23. Schawbel, Dan. «Chris Anderson: How the Makers Will Create a New Industrial Revolution». Forbes, 4 октябрь 2012 г. http://www.forbes.com/sites/danschawbel/2012/10/04/chris-anderson-how-the-makers-will-create-a-new-industrial-revolution/.
  24. Turner, Fred. From Counterculture to Cyberculture: Stewart Brand, the Whole Earth Network, and the Rise of Digital Utopianism. Chicago: University Of Chicago Press, 2008.

 

 

[1] The Whole Earth Catalog (WEC) – контркультурный журнал, который издавался в виде базы данных и отзывов о разных продуктах, связанных с DIY, экологией и образованием. Позже многие, в том числе Стив Джобс, сравнивал c поисковой системой Google, и Интернетом в целом.

[2]Многие хакерспейсы проводят спецальные встречи, посвященный обучению хакерству Белых шляп. http://nesit.org/whitehat-wednesdays/

[3] Internet Of Things (англ.). Gartner IT glossary. Gartner (5 May 2012) http://blogs.gartner.com/it-glossary/ru/

[4] Например, военное агентство DARPA нанимало известного хакера по имени Mudge, для консультаций по корректировки политики государства по поддержке проектов в области кибербезопасности http://www.forbes.com/sites/tjmccue/2011/11/24/hackerspaces-as-startup-incubators/