← Казань как центр ИТ-инноваций

ИТ-образование в Казани

Общие тенденции

Традиционно в исследованиях условий, которые стоят за инновационным развитием региона, большое внимание уделяется роли вуза. В особенности это касается взаимодействиям государства и индустрии с местными университетами, которые формируют локальных технологический потенциал (Kenney, Mowery 2014, Etzkowitz 2008; Etzkowitz, Leydesdorff 2000). Сектор исследований и разработки (R&D) находится в приоритете такого рода исследований, поскольку именно он стоит за появлением инновационных продуктов, которые приводят к долгосрочному экономическому росту (Miner, De Vaughn, Eesley, & Rura 2000; Lundvall 1992; Lundvall et al. 2002, Mowery, Rosenberg 1991; Nelson 1993; Rosenberg 1983 и пр.). Важную, но малоизученную роль в региональном развитии играет обучение и подготовка кадров. Кейсы, в которых изучалось образование, подтверждают его как необходимое условие для превращения периферийного региона в преуспевающий центр в области высоких технологий (Sohn, Kenney 2007; Stough 2010). Повышение количества и уровня компетенции местных специалистов оказывается одной из эффективных стратегий регионального развития, создающих условия для стимулирования местного высокотехнологического рынка. 

На сегодняшний день при анализе сферы ИТ в России эксперты – такие как руководители ИТ-компаний, политики и чиновники, а также руководство некоторых университетов -  отмечают массовую нехватку специалистов и недостаточный уровень подготовки выпускников, вынуждающий компании выстраивать свои программы повышения квалификации на местах. В 2013 г. необходимость увеличения числа выпускников ИТ-специальностей была задокументирована в официальной стратегии развития отрасли информационных технологий РФ: согласно официальному сайту Министерства связи и массовых коммуникаций, количество бюджетных мест по направлению ИТ будет увеличено на 35% к 2015-2016 году,  а по отдельным программам подготовки  - на 208% (информационные системы и технологии), 191% (прикладная математика), 202% (информационные и коммуникативные технологии и коммуникативные системы). Официальные лица также подчеркивают необходимость прикладных программ, разработанных совместно с индустрией. 

На этом фоне кейс республики Татарстан, и ее столицы – Казани, является иллюстрацией общероссийских тенденций, связанных, в первую очередь, с изменением образования в сфере ИТ.

Образовательный ландшафт Казани

На момент проведения исследования, по данным Министерства образования и науки Республики Татарстан в 2014 г. в Казани существовало 35 учреждений высшего образования (в том числе филиалы, государственные и негосударственные учреждения). Из них несколько университетов имеют специализированный фокус на программах подготовки в области ИТ бакалаврского и магистерского уровней. Данные интервью и наблюдений показывают, что наиболее популярными факультетами, выпускающими ИТ-специалистов, считаются Институт вычислительной математики и информационных технологий (ВМиИТ-ВМК) КФУ, факультет теоретической кибернетики и информатики (“4й факультет”) КНИТУ-КАИ, и не так давно открывшийся Институт Высшая Школа Информационных Технологий и Информационных Систем (ВШ ИТИС КФУ). Кроме того, будущие ИТ-специалисты обучаются на программах неспециализированных факультетов – например, физико-математического или экономического профилей.

Благодаря своему столичному статусу и географическому положению Казань также является центром притяжения студентов из региона, например из городов Альметьевска, Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска. По словам одного из респондентов, служащему на должности профессора, этнические и культурные связи способствуют привлечению студентов из Средней Азии. Таким образом, мощная вузовская инфраструктура свидетельствует о наличии в регионе благоприятных условий для поддержания высокой роли университета и образования в регионе в целом.

Стоит отдельно остановиться на нескольких новых инициативах: за последние годы в Казани были основаны два новых ИТ-университета: университет Иннополис и Высшая Школа Информационных технологий и информационных систем (ВШ ИТИС). Иннополис представляет собой амбициозный проект, сочетающий строительство университета и нового города высоких технологий, который создаст благоприятные условия для жизни и работы как российских, так и зарубежных специалистов. Для привлечения бизнеса, территория города должна получить статус особой экономической зоны. Предполагается, что Иннополис будет одновременно образовательным и исследовательским центром, соответствующим международным стандартам программ подготовки ИТ специалистов.

Высшая Школа ИТИС, основанная на базе КФУ как отдельный институт, ориентирована на тесное взаимодействие с ИТ-бизнесом, реализуемое на базе совместных программ с компаниями, либо готовящая специалистов для работы с технологиями, которые используют ведущие ИТ-компании (например, Microsoft, Hewlett-Packard, Cisco Systems, IBM, Oracle и т.п.). Основной формат нового института – это обучающие лаборатории, имитирующие ситуации работы в компании, включая способ постановки задач и командный формат работы. При этом лаборатории предполагают исследовательскую работу (интеллектуальные технологии поиска, визуализация данных, робототехника и пр.). Таким образом, ВШ ИТИС – это образовательный проект, ориентированный на создание вокруг себя среды из студентов и ИТ-профессионалов.

"Прикладное" VS "фундаментальное"

Главной причиной создания и централизованной поддержки новых институтов стало расхождение между спросом и предложением на количество и качество ИТ работников, которое приписывается Казани - схожая ситуация повторяется и в других регионах РФ. Респонденты со стороны бизнеса, государственных структур и преподавательского состава вузов отмечают, что в области разработки технологий необходимы не столько знания, сколько практические навыки, которые студенты могут получить из тесного взаимодействия с профильными компаниями. Представители компаний говорят о том, что учебные планы устарели: “технологии, которые преподаются, они не котируются в реальной жизни совершенно, они не нужны – Delphi, Pascal” (представитель HR отдела региональной компании). Отдельным требованием бизнеса, к которому плохо подготовлены выпускники, является навык работы в команде, который также не учтен в вузовской подготовке.

Привлечение компаний в образование выгодно для университета, поскольку оно позволяет наладить сотрудничество с компаниями для финансирования потенциальных проектов в секторе R&D. Степень вовлечения компаний в совместные проекты варьируется. Это может быть совместная разработка учебного плана или пожертвование оборудования, программного обеспечения или лицензий для работы кафедры. Помимо кадрового интереса, компании преследуют коммерческий интерес: новое профессионального сообщество означает новые группы профессиональных пользователей. Через предоставление своих продуктов и сервисов в качестве спонсорской поддержки новых лабораторий или кафедр в университетах, компании постепенно формируют аудиторию для своей продукции. Все это делает интервенцию компаний в высшее образование легитимным.

Результаты

Акцент на изменениях в образовании и «прикладном» характере подготовки поднимает ряд вопросов.

Поддержка со стороны компаний и совместные образовательные проекты, разработанные специально под нужды конкретных заказчиков, означают приоритет определенных технологий. В регионе складывается ситуация, когда в образовательных инициативах принимает участие круг компаний, чаще всего крупных. Это могут быть как местные компании, российские или же международные. С одной стороны, это замыкает образование на интересах отдельных представителей индустрии и технологиях и служит поддержкой существующих компаний. С другой стороны, обеспечивает институциональную, организационную, когнитивную и прочую когерентность региона (см. Boschma 2005), тем самым определяя его «профиль».

В результате изменений в образовании появляется конкуренция между местными вузами и факультетами, готовящими ИТ-специалистов. Сегодня эта конкуренция происходит между «прикладными» направлениями подготовки и «фундаментальными». Получение образования в вузе и, собственно, диплома многие информанты называли «формальностью» и необходимой «условностью» при устройстве на работу. Прикладные программы, созданные при активном участии компаний, оказываются наиболее престижными и востребованными. Этим объясняется популярность ВШ ИТИС - статистика зачисления 2014г. говорит о том, что ВШ ИТИС вошла в тройку наиболее востребованных вузов среди студентов с высокими баллами ЕГЭ по направлению “прикладная информатика” (IT-park 2014).

В такой ситуации более всего проигрывают программы фундаментальной теоретической подготовки в области computer science. Судя по данным интервью, низкий статус таких программ информанты связывают с нежизнеспособностью фундаментальных исследований – сложностей финансирования, трудоустройства и неактуальностью изучаемых тем. В современных представлениях, разделяемых разными группами (чиновниками, политиками, руководителями компаний, программистами и ИТ-предпринимателями), котируются инструментальные, коммерциализируемые навыки. Учитывая катализирующую роль R&D сектора для технологического и экономического развития (Miner, De Vaughn, Eesley, & Rura, 2000), такой подход заметно сужает потенциал региона, превращая его в «кузницу кадров».