Yandex: Code as a Profession Basis

During the last decades, the fame of emigrated Russian programmers spread all over the world. However, the Russian software industry proved to be globally competitive recently enough. "Yandex" appeared to be an example of successful local IT company. The leading search engine grew up into the global internet-company.

As a case, Yandex is remarkable for the fact that the company emerged in a fundamentally new environment, different from the one in the Silicon Valley. Given a lack of self-reproducing innovative regional cluster and favorable legal regime, and relatively small amount of venture capital along with emerging culture of entrepreneurship in Russia, it worth assuming that the company prospers owing to its internal resources and owes its success to human capital. Contrary to popular belief, this competitive advantage is not inherited from traditions of the Soviet scientific and engineering school.

The case of Yandex raises an important problem relevant to professional training. Being actively growing Russian company, Yandex is lacking qualified specialists in IT. Modern realities of Russian tech industry prove that the universities fail to provide graduates with adequate competences. Besides Yandex, many other Russian IT companies note that universities do not prepare specialists for the field. Their competences separated from the reality: industry develops rapidly, but knowledge gained in the higher school are getting outdated in a couple of years. Russia is in a situation, when institutional role of education in hi-tech shifted to the industry. Yandex has to hire specialists from the related fields and graduates from non-core specialties in order to “bring” them up at the workplace.

The research discusses processes, which help "Yandex" to gather professionals from different fields and create a successful and productive community. On the example of specific everyday practices with code - reading, understanding, commenting - the case considers learning at work, where newcomers grow to become qualified professionals.

Яндекс: код как основа профессии разработчика

За последние несколько десятилетий слава о русских программистах-эмигрантах распространилась по всему миру. Однако сама российская индустрия разработки программного обеспечения зарекомендовала себя на мировой арене как конкурентоспособная относительно недавно. Компания «Яндекс» – один из примеров успеха отечественной ИТ-индустрии. Ведущий поисковик на российском рынке из небольшого стартапа вырос в одну из лидирующих международных интернет-компаний.

Как исследовательский кейс, Яндекс примечателен ещё и тем, что компания возникла из принципиально новой среды, непохожей на ту, которая обеспечивает процветание технологическим фирмам Кремниевой Долины. Учитывая отсутствие самовоспроизводящегося инновационного кластера в регионе и благоприятного правового режима, а также сравнительно малый объём венчурного капитала наряду с ещё только формирующейся культурой предпринимательства в нашей стране, можно предположить, что компания процветает исключительно благодаря внутренним ресурсам и обязана своим успехом человеческому капиталу. Вопреки расхожему мнению, это конкурентное преимущество не достаётся Яндексу в наследство от традиций советской научно-инженерной школы. 

Кейс Яндекса поднимает важную для российской ИТ-отрасли проблему, связанную с профессиональной подготовкой специалистов. Как активно развивающаяся высокотехнологичная компания, Яндекс испытывает нехватку квалифицированных кадров в области информационных технологий. Современные реалии российской технологической индустрии доказывают, что университеты не обеспечивают выпускников необходимыми компетенциями. Наряду с Яндексом, немало других представителей российской ИТ-индустрии отмечают тот факт, что вузы не выпускают готовых специалистов для отрасли. Зачастую навыки, которые дают в университете, оторваны от реальности: индустрия стремительно развивается, и полученные в высшей школе знания устаревают уже через пару лет. Так, Россия оказалась в ситуации, при которой институциональная роль образования в области высоких технологий перешла от университетов к непосредственно самой индустрии. Компания «Яндекс», в частности, вынуждена нанимать сотрудников из смежных областей и выпускников непрофильных специальностей для того, чтобы уже во время работы над проектами компании «воспитать» для себя работников с необходимыми навыками.

Данное исследование посвящено обсуждению процессов, которые помогают компании «Яндекс» объединить специалистов из различных областей и создать из них успешно функционирующее сообщество профессионалов. На примере конкретных практик каждодневного взаимодействия с кодом – чтения, понимания и комментирования – кейс рассматривает процесс обучения в компании, в результате которого под крышей компании "Яндекс" неопытные новички превращаются в экспертов мирового уровня.