Яндекс: код как основа профессии разработчика

За последние несколько десятилетий слава о русских программистах-эмигрантах распространилась по всему миру. Однако сама российская индустрия разработки программного обеспечения зарекомендовала себя на мировой арене как конкурентоспособная относительно недавно. Компания «Яндекс» – один из примеров успеха отечественной ИТ-индустрии. Ведущий поисковик на российском рынке из небольшого стартапа вырос в одну из лидирующих международных интернет-компаний.

Как исследовательский кейс, Яндекс примечателен ещё и тем, что компания возникла из принципиально новой среды, непохожей на ту, которая обеспечивает процветание технологическим фирмам Кремниевой Долины. Учитывая отсутствие самовоспроизводящегося инновационного кластера в регионе и благоприятного правового режима, а также сравнительно малый объём венчурного капитала наряду с ещё только формирующейся культурой предпринимательства в нашей стране, можно предположить, что компания процветает исключительно благодаря внутренним ресурсам и обязана своим успехом человеческому капиталу. Вопреки расхожему мнению, это конкурентное преимущество не достаётся Яндексу в наследство от традиций советской научно-инженерной школы. 

Кейс Яндекса поднимает важную для российской ИТ-отрасли проблему, связанную с профессиональной подготовкой специалистов. Как активно развивающаяся высокотехнологичная компания, Яндекс испытывает нехватку квалифицированных кадров в области информационных технологий. Современные реалии российской технологической индустрии доказывают, что университеты не обеспечивают выпускников необходимыми компетенциями. Наряду с Яндексом, немало других представителей российской ИТ-индустрии отмечают тот факт, что вузы не выпускают готовых специалистов для отрасли. Зачастую навыки, которые дают в университете, оторваны от реальности: индустрия стремительно развивается, и полученные в высшей школе знания устаревают уже через пару лет. Так, Россия оказалась в ситуации, при которой институциональная роль образования в области высоких технологий перешла от университетов к непосредственно самой индустрии. Компания «Яндекс», в частности, вынуждена нанимать сотрудников из смежных областей и выпускников непрофильных специальностей для того, чтобы уже во время работы над проектами компании «воспитать» для себя работников с необходимыми навыками.

Данное исследование посвящено обсуждению процессов, которые помогают компании «Яндекс» объединить специалистов из различных областей и создать из них успешно функционирующее сообщество профессионалов. На примере конкретных практик каждодневного взаимодействия с кодом – чтения, понимания и комментирования – кейс рассматривает процесс обучения в компании, в результате которого под крышей компании "Яндекс" неопытные новички превращаются в экспертов мирового уровня.