Казань как центр ИТ-инноваций

Создание внутренней индустрии высоких технологий – одна из важных задач в России. Для этого был разработан ряд инструментов, направленных на создание инновационных кластеров, специальных экономических зон, развитию системы технопарков и т.п. В связи с географическими масштабами страны особое внимание уделяется условиям для экономического и технологического роста «на местах» и ставится акцент на региональную перспективу. Одним из таких регионов, который претендует на статус центра ИТ-инноваций, является Республика Татарстан и конкретно два города – Казань и Набережные Челны.

Рейтинг Высшей Школы Экономики (2012, 2014), включающий 83 российских региона, ставит Татарстан на третье место по его инновационному потенциалу, после лидирующей Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо официальных рейтингов, в СМИ формируется образ Республики как “источника и площадки для тестирования российских ИТ-инноваций” для всей страны.

Действительно, начиная приблизительно с 2004 года, Республика становится площадкой для разработки и массового внедрения информационных технологий, прежде всего, в области муниципальных сервисов и электронного документооборота, повышения компьютерной и технологической грамотности населения, а позже - разработки новых технологических продуктов. Столица Республики, город Казань, долгие годы была научно-исследовательским центром, а город в принципе имеет статус «университетского», где находятся сразу несколько крупных российских вузов (Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ, Казанский национальный исследовательский технологический университет).

Помимо этого Татарстан является промышленным центром: значительное количество зарегистрированных организаций заняты в таких областях как добыча полезных ископаемых, производство машин, электронного и оптического оборудования,  обрабатывающие производства. Это дает оптимистичные ожидания насчет участия компаний в качестве заказчика на исследования и разработки (R&D) и выстраивания отношений с вузами.

Меньше чем за последние 10 лет в Казани было основано несколько новых инициатив, непосредственно направленных на развитие ИТ в регионе, среди которых два технопарка (второй из них в Набережных Челнах), ИТ-лицей, Институт Высшая Школа Информационных Технологий и Информационных Систем (ИТИС КФУ) и город Иннополис, продолжающий традицию университетских научных городов. Постоянные инвестиции в город и Республику  - прежде всего, за счет ее участия в проектах федерального масштаба - служат иллюстрацией тому, что это "успешный" регион, что в целом формирует благоприятный образ развивающегося региона, чей опыт потенциально может быть использован в других случаях.

Однако развитие региональной инфраструктуры и формирование «инновационной экологии» невозможно без участия самих ИТ-специалистов – программистов, предпринимателей, руководителей ИТ-компаний, учебных лабораторий, местных исследовательских институтов. Каждый из них по-своему видит происходящие в городе изменения, реагирует на новые государственные инициативы или же наоборот никак не вписывают собственную профессиональную траекторию в происходящие процессы. Эти представления специалистов о том, что происходит в регионе, позволяют говорить о практиках и взаимодействиях, которые заметно отличаются от официальных документов.

В рамках проекта RCS в Казани и Набережных Челнах была собрана эмпирическая база из 40 интервью и этнографические заметки о мероприятиях, имеющих отношения к информационным технологиям (например, о презентации новых лабораторий в КФУ, о проведении конференции для программистов в ИТ-парке и т.п.).

Исследование показало ранний этап формирования региона в качестве инновационного центра, который знаменуется налаживанием связей между основными игроками и определением их роли.  Кейс Казани иллюстраирует тот факт, что инновационное развитие охватывает более значительные трансформации, нежели создание новой инфраструктуры: оно подразумевает развитие городского пространства и среды, затрагивает такие области как миграционная политика, система образования и федеративные отношения в современной России, а также ставит вопрос о готовности конкретного сообщества создавать новый интеллектуальный технологический продукт.