Эстония: национальный брендинг и детское программирование

С начала 1990-х годов эстонское правительство сделало ставку на развитие ИТ как на способ преодоления экономических и демографических проблем. С 2014 года Эстония также начала позиционировать себя как «цифровое общество», для обозначения которого часто используется e-Estonia, где «e» обозначает «электронное». Действительно, технологии надежно вошли в повседневную жизнь эстонцев: успешно действует многоуровневое «электронное правительство», wi-fi-зона покрывает почти всю территорию страны, население уже успело освоить и интегрировать в свой быт использование основных услуг через Интернет. Все эти изменения позволяют гражданам поддерживать, усваивать и присваивать новый образ «электронной» страны.

На фоне государственной электронизации и дигитализации общества особую важность приобретает техническое образование, которое бы позволило «цифровому обществу» воспитать «цифровых граждан» (англ. digital citizens), т. е. граждан, не только свободно владеющих навыками и компетенциями, необходимыми для успешного функционирования в контексте цифровой повседневности, но и способствующих дальнейшему экономическому и политическому развитию страны в глобальном мире hi-tech. Таким образом, современной «электронной Эстонии» нужны не только е-граждане-пользователи, но и е-граждане-дизайнеры и инженеры, т. е. квалифицированная рабочая сила, обладающая знаниями и навыками высокого уровня в сфере ИТ, на которую правительство делает высокие ставки.

Согласно официальной «Цифровой дорожной карте Эстонии до 2020 года» (англ. Digital Agenda 2020 for Estonia), разработанной в 2014 году Министерством экономики и коммуникации, к 2020 году «количество человек, занятых в ИТ-секторе, должно увеличиться вдвое». Такой высокий показатель должен быть достигнут в результате популяризации карьеры в сфере ИТ и повышения качества высшего ИТ-образования, а также благодаря проведению в жизнь выпущенной в 2014 году «Эстонской стратегии непрерывного образования» (Estonian Lifelong Learning Strategy), которая подразумевает ряд мер, направленных на ИТ-образование населения — от мала до велика.

В рамках кейса e-Estonia основное внимание обращалось на способы «дигитализации» младшей и средней школы, а именно на идею школьного программирования.