Бизнес-планы в ИТ-предпринимательстве

Наряду с другими «бизнес-технологиями» — маркетингом, управлением рисками, бизнес-моделированием, бизнес-план как специфический артефакт был введен в рамках литературы, возникшей на пересечении исследований науки и технологий (STS) и экономической социологии (Callon et al. 2007, Callon 1998, Miller 2008, Miller 2008a, Pinch and Swedberg 2008, MacKenzie 2006).

Основная идея этого направления исследований состоит в дальнейшем расширении социологического подхода к экономическому действию. Если изначально проект экономической социологии развивался как исследование социальных условий для экономического действия или анализ экономического действия как особой разновидности социального действия (Granovetter 1985), то литература о бизнес-технологиях и артефактах фокусируется на материальной «оснастке» или «инфраструктуре» экономической деятельности, делающей возможным рациональное планирование и калькулирование экономических агентов.

Это направление опирается на достижения акторно-сетевой теории и использует расширенное понимание технологий – оно включает не только результаты деятельности современной науки, но и практические инструменты, используемые в повседневной практике бизнеса (бизнес-планы, стратегии, управление рисками, учет и аудит и т.п.).

Бизнес-планы являются особенно любопытным объектом для исследования в связи с их парадоксальным статусом в практике инновационной деятельности. По распространенному мнению, динамика новых индустрий — разработки программного обеспечения, биотехнологий, социальных медиа и других — находится под постоянным прессингом к обновлению, “re-everything”, по выражению Брайана Артура (Arthur 1996). Сама идея планирования, в лучшем случае, является глубоко устаревшей, а инновационная деятельность происходит в условиях неопределенности (см., например, Deutschmann 2012: 3).

С другой стороны, бизнес-планы повсеместно присутствуют в мире технологического предпринимательства и венчурных инвестиций. Подъем технологического предпринимательства в Европе, США и Израиле в 1990-х гг. превратил бизнес-план в символ «новой экономки» и едва ли не главный артефакт венчурной индустрии. Несмотря на все проблемы, связанные с планированием будущего в инновационных индустриях, нет никаких эмпирических данных, подтверждающих, что бизнес-план пришел в упадок.

Напротив, со времен, по меньшей мере, «пузыря доткомов», он «распространился на рынке предпринимательских финансов в качестве эффективного инструмента, позволяющего свести друг с другом спрос и предложение, и в конечном счете достичь общего понимания будущего» (Giraudeau 2012a: 226) между заинтересованными сторонами - например командой стартапа и венчурными инвесторами.

Литература

  1. Артур Б. Возрастающая отдача и два мира бизнеса // Вестник Ростовского государственного университета, Т. 3 № 4, 2005. С. 1-13.
  2. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности. Экономическая социология [2002] Т. 3 № 3. С. 44–58.
  3. Callon M. 1998. The Laws of the Markets. Oxford: Blackwell.
  4. Callon M., Millo Y., Muniesa F. 2007. Market Devices. Oxford: Blackwell Publishing.
  5. Deutschmann C. 2012. Capitalist dynamics – a sociological analysis / Working paper der DFG-KollegforscherInnengruppe Postwachstumsgesellschaften. Nr. 01/2012.
  6. Giraudeau M. (2008), The Drafts of Strategy: Opening Up Strategic Plans and their Uses, Long Range Planning,vol. 41, no 3, p. 291-308.
  7. Giraudeau M. (2012), Imagining (the Future) Business: How to Make Firms with Plans?, in P. Quattrone, C. McLean, N. Thrift & F.-R. Puyou (Dir.), Imagining Business. Performance Imagery in Business and Beyond, London: Routledge, p. 213-229.
  8. MacKenzie, D. An Engine, Not a Camera: How Financial Models Shape Markets. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2006.
  9. Miller P. 2008. Calculating Economic Life. Journal of Cultural Economy, Vol. 1, No. 1, March.
  10. Pinch, T. and Swedberg, R., (eds.) Living in a Material World: Economic Sociology Meets Science and Technology Studies. The MIT Press, 2008.